Дни русской духовной культуры в Красноярском крае

В конце мая в Красноярском крае прошли Дни русской духовной культуры, организатором которых выступила  Красноярская краевая общественная организация «Союз духовного возрождения Отечества». Мероприятие такого формата проводится ежегодно с 2011 года. За это время расширилась и география, и состав его участников. В этом году среди них были представители органов власти, педагогического, научного сообщества и носители духовных традиций «дораскольного» периода истории России — и духовенство, и последователи Русской православной старообрядческой церкви из Новосибирска, Томска, Москвы, Алтая.

Дни русской культуры традиционно проводятся в крае для сохранения и популяризации духовной и материальной культуры русского народа. В этом году акцент был поставлен на духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Целая серия мероприятий прошла на базе Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, в «Музее-усадьбе В.И. Сурикова», в Красноярском литературном музее. Форум открылся Чтениями на тему «Ценности русской национальной культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи». Среди мероприятий форума так же были презентации книжной и фотовыставок, мастер-класс «Русский крой одежды», экспедиция-экскурсия «По пути протопопа Аввакума» в Енисейский район. Был объявлен фотоконкурс «Радости и горести русской души» для всех возрастов и категорий населения, итоги которого будут подведены через год.

Для старообрядцев России Красноярский край – одно из знаковых мест. Сюда, в 17 веке, в Енисейскую землю, а потом и дальше в «Даурию» (ныне Хабаровский край), сослали духовного лидера старообрядчества протопопа Аввакума за его верность старым обрядам и традициям древнего православия. Позже в Сибирь бежали все, кто не принимал новых церковных законов. И именно здесь в ХХI веке, между представителями двух направлений православной веры, начался открытый разговор–диалог.

Но сегодня пришло время тушить огонь вражды любовью и терпимостью к оппонентам. Недаром, в 2000 году на Архиерейском Соборе представители современной православной церкви покаялись перед старообрядцами за убийства и гонения, которые совершались «никонианами» в отношении староверов много веков подряд. Тогда же заговорили о возможном объединении разных направлений православной церкви. Прошедший форум показал, что при желании объединить, когда-то прежде единое, можно. Можно научить людей слушать и слышать друг друга. Но еще важнее – сохранить ту культуру и традиции, которые прошли через века.

«Цель форума, — считает  председатель Союза «Духовное возрождение Отечества» и председатель Оргкомитета Дней русской духовной культуры – Наталья Винник   — просвещение народа по вопросам истории родной культуры, её содержанию, значению культурного, религиозного движения старообрядчества, необходимости воспитания соотечественников без исторической, научной, религиозной лжи».  

Каждый из участников Дней русской культуры нашел здесь то, что превратило этот форум, из казалось бы протокольного мероприятия для обсуждения важных тем, в площадку для многочисленных уникальных встреч с удивительными людьми. «Участие любых представителей старообрядческой культуры в светских мероприятиях – отмечает консультант Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Елена Нельзина — является само по себе интересным. А встречи со старообрядцами-«поповцами», которые сохранили Православие, пришедшее на Русь во времена князя Владимира, исповеданное прославленными в лике святых Александром Невским, Дмитрием Донским и игуменом земли Русской — Сергием Радонежским всегда оставляют впечатление от ясности и открытости их взгляда, грамотности и образности речи. Возникает ощущение некой сопричастности к исходной православной культуре.

В этом году на духовные встречи в Красноярск планировал приехать старообрядческий епископ Новосибирский и Всея Сибири Силуян, но по состоянию здоровья, не смог этого сделать. В этом месяце владыка Силуян отметил 75-летие со дня рождения. Позиции старообрядчества в нравственных беседах и на встречах, отстаивали его духовные соратники: благочинный Восточной Сибири Русской православной старообрядческой церкви протоиерей Геннадий Коробейников из Томска; заведующий учебной частью Московского старообрядческого духовного училища, кандидат исторических наук Роман Майоров; руководители Красноярской старообрядческой общины Дмитрий Пронин и Анна Козынцева.

Представитель Сибирского отделения Российской Академии Наук Николай Старухин, по своей духовной принадлежности тоже «старовер», предложил развить идею этого форума до масштаба серьезной научной конференции, сохранив при этом атмосферу «открытости, доверия и практического взаимодействия».

Большой интерес у слушателей чтений вызвало участие в дискуссии известного красноярского священника, богослова и духовного писателя протоиерея Геннадия Фаста, служащего ныне в г. Абакане. Его диалог со старовером-ученым Николаем Старухиным по проблеме церковного раскола 17 века Анна Козинцева прокомментировала как «живое выступление, овладевшее аудиторией». Факты, цифры, сопоставления привели присутствующих к выводу, что «в 17 веке власти боролись с ересью староверов, которой на самом деле никогда и не было». Отец Геннадий Фаст, озвучивший эту мысль, дал высокую оценку благочестию старообрядцев. Сам же священник-лектор стал для старообрядцев фигурой не менее притягательной. Преподаватель Московского старообрядческого училища Роман Майоров сожалел, что пообщаться с отцом Геннадием удалось не долго: «Для меня протоиерей Геннадий Фаст был открытием. Я несколько лет назад видел его на Рождественских Чтениях в Москве (кажется, в 2009 году) и уже тогда он привлек внимание, но при личном общении сейчас заинтересовал еще больше. Отец Геннадий поражает совмещением в одной личности глубоких знаний и свободы мысли».

Собравшиеся на Чтения говорили не только и не столько о расколе, сколько о значении движения старообрядцев в жизни российского общества, о воспитании молодежи и духовном здоровье нации, о правдивом преподавании истории религии и истории Отечества в целом.

Правду о духовной культуре прошлого и «настоящего из прошлого» во время форума можно было узнать на многочисленных выставках. Из фондов литературного музея Красноярска были представлены книги церковной и духовной направленности. А выставки фоторабот задели струны души, что многие участники форума просто не могли сдержать свои эмоции. «Эффект от фотовыставки «Поэзия русского костюма»- вспоминает Елена Нельзина — оказался ошеломляющим, еще в процессе размещения фоторабот, накануне открытия мероприятия, к нам подходили читатели краевой научной библиотеки и восхищались образами русских женщин, изображенных на фотографиях. Кто-то даже сказал, что испытал «культурный шок».

Настоящее эстетическое наслаждение получили участники и второго мастер-класса «Русский крой одежды», который провела Екатерина Горева. От представленных ею трех полных комплектов русской национальной одежды, которую она использует в повседневной жизни, участницы форума, пришли в восторг. Преподаватель мастер-класса показала его участницам приемы кроя, способы изготовления тканей для одежды, а так же познакомила с историческими особенностями русской швейной технологии.

Духом патриархального прошлого веяло и с экранов проекторов, на которых демонстрировались документальные фильмы о старообрядцах – «Чистые росы», «Затерянные в тайге». Была у присутствующих возможность прикоснуться и к знаменитому «знаменному» пению староверов, которое до сих пор сохранилось в традициях старообрядцев.

Но единогласно самые яркие впечатления у участников и гостей форума оставила экспедиция-экскурсия в Енисейский район «По пути протопопа Аввакума». Священная для старообрядцев историческая фигура стала отправной точкой для создания нового экскурсионного маршрута. Участники экскурсии посетили не только памятный крест, установленный в г. Енисейске в 2007 году, на пути святого священномученика и исповедника Аввакума, но и другие места, напоминающие о пребывание протопопа Аввакума в нашем крае по пути в Даурию, узнали больше и о его личности. «Протопоп Аввакум,- рассказывает экскурсовод-историк Нелли Лалетина – самый первый гениальный русский писатель и первый литератор на берегах Ангары и Енисея». Кстати, в свою ссылку Аввакум был отправлен водным путем, так как Московского тракта тогда еще не было. Дважды он зимовал в Енисейске и проплывал через остров Караульный, где встречаются потоки Енисея и Ангары и на котором раньше находился Братский острог. Именно на этот остров и повезли участников экспедиции.

Словно демонстрируя, насколько тяжким был путь для Аввакума, природа испытывала экскурсантов своими капризами. «Московского гостя – преподавателя Старообрядческого духовного училища, впервые посетившего Сибирь,- отмечает Елена Нельзина — потрясла не только мощь и красота природы, но и погода. Он прилетел в Красноярск ясным солнечным утром, на другой день отправка в экспедицию проходила под холодным дождем, а в Казачинском районе мощный снегопад покрыл землю и деревья, автобус обледенел, как самолет, водитель вынужден был остановиться и счищать лед. Все это происходило за 4 дня до наступления календарного лета. Когда же катера отошли от берега, погода прояснилась, мы посетили сказочный остров Караульный при солнечном сиянии, а обратно плыли при пронизывающем ветре под укутанным тучами небом со срывающимся дождем».

Во время посещения острова Караульный участники форума встретились там со староверами-«безпоповцами» из деревни Татарка. Встреча была теплая, но протоиерей Геннадий Коробейников из Томска все же посоветовал братьям по вере «познать  и  принять таинство священства. Корень-то один, – напомнил протоиерей – но у нас «беспоповцы» считаются еретиками».

Неслучайно, одной из главных целей участия в форуме гостей издалека, стало стремление поддержать красноярских старообрядцев в желании  построить свой храм. Красноярск остался единственным из крупных городов Сибири, где у староверов нет своего храма. «Единственный на весь Красноярский край старообрядческий храм находится в г. Минусинске. И на весь край у нас один старообрядческий священник – протоиерей Леонтий Скачков, который 1 июля 2014 года отметит свое 80-летие», — напомнила  Елена Нельзина.

«На мой взгляд, важным является то, что здесь чада РПСЦ и РПЦ вместе приняли резолюцию, призывающую власти выделить место под строительство старообрядческого храма – поддерживает Роман Майоров. — Надо еще много встречаться. Нужна инициатива с мест, а не давление церковных властей сверху.  Главное, в данном случае — это понять друг друга. Это, конечно, сложный процесс, но в ходе «Дней» мы сделали реальный шаг к нему. Много узнали друг о друге. Не стоит думать, что целью является объединение — пока это «из серии научной фантастики». Цель иная — научиться понимать друг друга, видеть в оппоненте христианина, вместе работать на благо России».

На такой ноте и завершились в этом году Дни русской духовной культуры в Красноярском крае.  В планах будущего года продолжить исследовательскую работу по теме старообрядчества, в рамках пятого форума посетить Минусинск и преподнести староверам юга своеобразный подарок – выступления хора певчих старообрядческих приходов Сибири.